Кенигсберг и его удивительные мосты

Кенигсберг и его удивительные мосты

Мосты Кенигсберга (Калининграда)

История Калининграда началась в 1255 году, когда рядом с местом впадения реки Прегель в морской залив, на высоком холме был заложен замок тевтонцев. Вокруг замка строились жилые постройки для гарнизона крепости и дома наемников. Их окружили защитной стеной. Вокруг крепости на отдельных островках стали появляться новые поселки и городища. Всем вместе было легче спастись от нападения врагов. В 1286 году поселения Альтштадт и Лебенихт, Кнайпхоф, Ломзе и Форштадт объединились в один город под названием Кенигсберг, а районы города получили названия бывших поселений. Чтобы соединить все жилые районы, через реку построены семь мостов.

Лавочный мост носит название Кремебрюке

Первый каменный замковый мост города установили в 1286 году для быстрого перемещения из района Альтштадт на остров Кнайпхоф. Мост имел три арки, в виде опор использованы природные валуны.  В первой половине XIV столетия получил имя Святого Георга, позднее стал называться именем Когга. Появившиеся на мосту через пару столетий многочисленные магазины и лавки дали ему новое название – Лавочный. 

В 1787 году все лавки с моста убрали, провели полную реконструкцию. Чтобы справиться с появившимся потоком транспорта, требовалось расширение проезжей части. В 1900 году старый мост расширили. Деревянные арочные конструкции заменили на одноарочную металлическую, установили разводной механизм. В 1972 году старый мост полностью демонтировали и построили новый эстакадный. 

Зеленый мост 

Появился в 1322 году, чтобы напрямую соединить Королевский дворец с островом Кнайпхоф и дальше с Форштадтом. Второе название – Лагнассербрюке, что обозначает мост Длинной улицы. Перестраивался очень часто из-за пожаров, уничтожавших его вместе с прилегающими постройками. В 1582 году началась его полная перестройка, и опоры окрасили зеленой краской. С этого времени стал носить название Грюнебрюке – Зеленый. 

Около моста горожане ожидали прибытие почты. Коротали время за обсуждением своих дел и новостей. Поэтому рядом с мостом в 1623 году возводят Торговую Биржу. Вслед за реконструкцией биржи, возле которой располагался мост, в 1907 году произведена полная реконструкция. На две каменные опоры были уложены стальные пролеты, что позволяло сделать мост разводным. По нему проложены трамвайные линии и установлены декоративные арки с гербами и картушами, кованые ограждения с фигурами морских обитателей. Восстановленный после окончания войны, мост полностью демонтирован в 1972 году. На его месте теперь стоит эстакадный мост советского периода.

Рабочий мост 

Заложен в 1377 году совсем близко от Зеленого на старом русле реки Прегель. Второе его название – Потроховый – происходит от скотобойни, к которой выходил с острова Кнайпхоф. Предполагается, что был построен специально для вывоза мусора. Реконструирован в 1886 году. Дерево полностью заменено на металл. В годы войны взорван и не восстановлен.

Кузнечный мост 

Построили в 1379 году, чтобы соединить Альтштадт с островом Кнайпхоф по новому руслу реки Прегель. Название произошло от многочисленных кузниц, расположенных в окрестностях моста. В 1787 году старый деревянный заменили новым. А через столетие, в 1896 году, после полной реконструкции заменили металлическим. В военные годы разрушен, больше не восстанавливался.

Деревянный мост

в 1404 году соединил по новому руслу реки район Альтштадт с островом Ломзе, Второе его название «Дровяной». Строился под руководством строительного инспектора Рихтера. Курировал объект городской советник Науман. Позднее украшен декоративными арками и оградой. Через 500 лет в 1904 году мост реконструировали. Все несущие конструкции заменили металлическими. Последняя его реставрация проходила в 2018 году. Увеличена ширина проезжей части до 24,5 метров, проложена трамвайная и пешеходная полосы. 

Мост входит в список объектов культурного наследия региона. Главная его  достопримечательность – памятная доска с цитатой из «Прусской хроники». Название «Деревянный» сохранилось и в настоящее время.

Высокий мост

Появился в Калининграде в 1520 году для соединения острова Ломзе и Форштадта. Название происходит от места расположения: выше всех по руслу реки. А еще в месте, которое все время затапливалось. Поэтому деревянные пролеты установили на высокие кирпичные опоры. Основная реконструкция износившихся частей проведена в 1882 году. Опоры укрепили, деревянные части заменили металлическими. На мосту появился смотритель, следивший за порядком и исправностью. 

С 1899 года рядом с мостом появился интересное сооружение в готическом стиле, в народе называемое домиком Маленького принца. В нем помещался гидравлический механизм для разведения моста. Во время военных действий сильно пострадал. В 1955 году его полностью демонтировали, а выше по течению построили новый Высокий мост.

Пешеходный Медовый мост 

Построили в 1542 году для прямого сообщения с островом Ломзе (Октябрьским), минуя центральный район Альтштадт. Интересна история его названия. Чтобы начать строительство необходимого для островитян моста, прусскому обербурграфу Безенраде был преподнесен бочонок меда от городского совета Кнайпхофа. Мост сохранился до настоящего времени, и соединяет Октябрьский остров, улицу Октябрьскую с восточным берегом Кнайпхофа, улицей Канта. Она ведет к кафедральному собору города.

Совсем новый, построили для соединения улиц Октябрьской и Эпроновской в 2005 году. Создан по авторскому проекту Александра Башина. Для возведения моста использовали сохранившиеся от разрушенного императорского моста опоры. Состоит из трех пролетов, общей протяженностью 70 метров. Средняя часть длиной 18,5 метров – разводная. В качестве декоративных украшений использованы ажурные кованые фонари и ограда. Мост входит в архитектурный комплекс Калининграда Рыбная деревня.